Игра в Шахматы
В «Шахматы» играют два человека, поочередно делая по одному ходу. У каждого из них имеется набор фигур, которые отличаются лишь цветом — черный и белый. По классическим правилам первым ходит игрок со светлыми фигурами.
Единственная цель игры «Шахматы» каждого игрока — атаковать короля, то есть расположить свои фигуры на доске так, чтобы тому было некуда ходить. Такая позиция получила название «мат». Может случиться и так, что ни один игрок не сможет поставить мат другому. Такая ситуация считается ничьей. Ничья чаще всего бывает вызвана нехваткой фигур в наборах обоих игроков.
Исходное расположение фигур
У каждого из соперников есть свой набор из 16 фигур. Между собой они отличаются цветом и занимаемой исходной позицией на игровом поле. В каждый набор входит король и королева, 8 пешек, по два слона, ладьи и коня.
Саму доску, которая состоит из черных и белых клеток, принято условно делить на вертикали, горизонтали и диагонали. Первые две отмечены по краям буквами и цифрами, которые используются для документирования партии, а диагональ состоит из клеток одного цвета, прилегающих друг к другу углами. Ширина и длина поля — по 8 клеток, то есть в сумме 64 места для расположения фигур.
Правила ходов
В первую очередь стоит помнить, что ходить можно, используя лишь одну руку. Правила игры в «Шахматы» гласят, что если игрок желает поправить позиции нескольких фигур, он должен предупредить о своем намерении. Нарушив эти правила игры в «Шахматы», игрок может потерять ход. За один ход можно изменить положение только одной своей фигуры согласно ее индивидуальным правилам.
Если фигура, к которой прикоснулся соперник, не имеет доступных позиций для хода, то можно выбирать другую. В таком случае не засчитывается нарушение правил, и ход не передается. Однако если игрок касается короля или ладьи, то это обязует его сделать рокировку. Разумеется, если она возможна в данный конкретный момент.
Индивидуальные правила игры в «Шахматы» для каждой фигуры свои собственные. Так король, как главная фигура, может ходить ровно на одну клетку в любую сторону (то есть в восьми направлениях, включая диагонали). Королева (ферзь), как не менее ценная фигура, ходит тоже во всех направлениях, но на неограниченное расстояние.
Ладья ходит только по прямой, а слон — по диагоналям своего цвета. Конь ходит «буквой Г», то есть на две клетки в одном направлении и затем сразу еще на одну — в перпендикулярном. Пешки ходят только по направлению к вражеским фигурам. Если ход осуществляется со своей половины поля, то можно передвигать пешку на две клетки, в противном случае — на одну. Пешка бьет другие фигуры по диагонали на расстоянии в одну ячейку.
Запрещенные позиции в игре
Есть несколько позиций, которые невозможны в принципе. То, что игроки оказались в одном из таких положений, говорит о нарушении правил. Во избежание спорных ситуаций следует заранее ознакомиться с такими запретами.
Если один из игроков сделал неверные ход (например, слон или ферзь во время хода сместился с диагонали), то следует по памяти восстановить предыдущее расположение фигур или посмотреть в записях игры. Далее применяется правило о касании к фигуре. Бывают и такие ситуации, когда одна и та же общая схема поля повторяется по кругу, то есть игроки возвращаются к какой-то позиции. Обычно это свидетельствует о ничье. Ничья также объявляется и в том случае, когда очевидно, что ни один из игроков не сможет поставить «мат» другому.
Записывать игру стоит не только для отчетности, но и для последующего выявления нарушений игры, восстановления верного расположения фигур. Если следовать стандартным правилам, то запись игры не будет занимать много времени и места, будет понятна не только участникам, но и независимым зрителям, судьям.
Для любителей интеллектуального отдыха на сайте «Живые игры» собрана лучшая коллекция развлечений для тренировки мозга такие, как «Блокус», «Определения», «Крокодил» и многие другие игры, которые популярны во всем мире.
Вы можете легко найти любую игру или страницу на нашем ресурсе. Для этого вам нужно воспользоваться картой сайта - она очень удобная и понятная.